Около 8 часов утра 26 июля войска под командой Закарии Мохи ад-Дина заняли все стратегические пункты в Александрии, окружив королевские дворцы аль-Монтаза и Раас ат-Тин. Одновременно с этим в Каире был окружен королевский дворец Абдин. Без сопротивления сдалась охрана дворца аль-Монтаза. После небольшой перестрелки, в результате которой были ранены шесть человек из дворцовой охраны, сдалась и охрана дворца Раас ат-Тин, в котором находился захваченный врасплох король Фарук.
Король Фарук все же успел обратиться за помощью к послу США Кеффери, который через первого секретаря посольства Спаркса связался с Анваром ас-Садатом, Али Махиром, Мухаммедом Нагибом и сообщил им, что, хотя правительство США считает происшедшие события внутренним делом Египта, оно настаивает на гарантии неприкосновенности персоны короля.
Тем временем по поручению Совета руководства революции старейший член и один из лидеров партии Ватан, Сулейман Хафиз, составил текст ультиматума об отречении от престола короля Фарука. Текст его был согласован по телефону с находившимися в Каире Насером и другими членами Совета руководства революции.
В 9 час. 30 мин. Анвар ас-Садат, Сулейман Хафиз и Мухаммед Нагиб встретились с премьер-министром Али Махиром и передали ему ультиматум для вручения Фа-руку. Ничего не подозревавший Али Махир с торжественным видом сообщил им, что Фарук уже подписал указ о смещении всего персонала королевской канцелярии во главе с Хафизом Афифи. Когда же Али Махиру передали текст ультиматума с требованием об отречении самого Фарука, он смертельно побледнел и в сопровождении Сулеймана Хафиза покорно отправился во дворец Раас ат-Тин. Ультиматум гласил:
«Ввиду всеобщей анархии, охватившей в последнее время страну и возникшей в результате ваших злоупотреблений, попрания конституции и пренебрежения воли народа, вследствие чего ни один гражданин не может быть спокоен за свою жизнь, имущество и честь;
В условиях, когда ваше упорство в проведении такой политики нанесло ущерб авторитету Египта среди народов мира, когда предатели и взяточники, находя у вас покровительство, чувствуют себя в безопасности, безудержно обогащаются и бросаются деньгами за счет голодающего народа — все это отразилось на ходе палестинской войны, имело следствие скандал с негодным оружием и связанные с ним судебные процессы, в которые вы открыто вмешались, что нарушило истину, поколебало веру в справедливость, помогло предателям провести этот план, набить свои карманы и бесчинствовать..
Армия, представляющая силу народа, уполномочила нас потребовать от вас отречься от престола… не позднее 12 часов дня в субботу 26 июля 1952 г. и покинуть страну до 18 часов вечера того же дня… Армия возлагает на вас ответственность за все последствия, связанные с отказом выполнить волю народа».
Лишенный всякой поддержки, Фарук был вынужден подчиниться. Но прежде чем подписать окончательный акт об отречении от престола, он попытался обусловить свое согласие следующими условиями: 1) гарантировать неприкосновенность имущества, хранившегося во дворцах Фарука и его сестер, и считать это имущество принадлежащим Фаруку и его семье, 2) разрешить взять с собой двух членов королевской канцелярии, 3) разрешить ему выехать в Геную на королевской яхте «Махруса» и при отплытии отдать ему королевские почести орудийными залпами.
Совет руководства революции отверг основные требования Фарука, дав согласие лишь на его отплытие на яхте «Махруса» с соответствующими почестями, но при обязательном условии, что по прибытии в Геную яхта, как достояние египетского народа, будет возвращена обратно.
В полдень 26 июля 1952 г. Фарук подписал составленный и доставленный ему Сулейманом Хафизом акт об отречении от престола: «Мы, Фарук I, король Египта и Судана, постоянно стремясь принести благо нашей нации и желая ей счастья и прогресса, имея несомненное желание избавить страну от трудностей, возникших в этих критических условиях, и выполняя волю народа, решили отречься от престола..».
В тот же день яхта, на борту которой находились Фарук и его семья, отплыла от берегов Александрии.
Грохот залпов береговой артиллерии и орудий египетских военных кораблей, стоявших на рейде в Александрийском порту, возвестил о том, что свержение короля Фарука знаменует собой конец многовекового иностранного господства в Египте.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться