Крупные конфессиональные общности, имевшие метаэтнический характер, складывались преимущественно в феодальную эпоху. Религии в тот период оказывали настолько большое влияние на все стороны традиционно-бытовой культуры населения, что можно говорить о существовании этноконфессиональных общностей, в которые входили как родственные, так и неродственные народы. Примерами таких метаэтнических общностей могут служить индусы, у которых индуизм пронизывал всю общественную и культурную жизнь разноязычных народов Южной Азии (индоарийских, дравидийских и частично тибето-бирманских), мусульмане стран, входивших в Арабский халифат в период его расцвета (VII—X вв.), католики Западной Европы до Реформации, православные на Руси, где восточнославянское язычество причудливо переплелось с византийско-болгарским христианством. Популярное в феодальной России выражение «крещеный мир» указывало на принадлежность к этой большой этноконфессиональной общности.
Существовали и существуют также этноконфессиоиальиые общности узколокального характера. На юге Филиппин, например, принятие ислама привело к выделению в самостоятельную метаэтническую конфессиональную группу так называемых моро, включающих несколько крупных этносов: магинданао, ланао, яка-нов, сулу и близких к ним самаль. В то же время этническое сближение крупных долинных народов Филиппинских островов — висайя, тагалов, илоков, биколов и др.— связано в известной мере с их христианизацией, начавшейся в XVI в. вместе с испанской колонизацией.
Выделяя этноконфессиональные категории различных порядков, надо иметь в виду, что религиозные общности сами по себе не могут рассматриваться в качестве таких категорий и только в исключительных случаях приобретают этнические черты. Так, несмотря на то что мировые религии — христианство, ислам и буддизм — оказывали значительное влияние на образ жизни своих последователей, считать всех христиан, мусульман или буддистов в целом этноконфессиональными общностями невозможно, так как культурно-бытовое и языковое разнообразие народов, принадлежавших в разные исторические эпохи к каждой из этих трех мировых религий, исключительно велико. Можно вполне согласиться с П. И. Пучковым, «что большинство важнейших признаков и характерных черт этноса не приложимо к общности религиозной. Это свидетельствует о том, что все попытки вплотную сблизить эти два вида общности или подменить один из них другим не имеют достаточных оснований».
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться